Паровозный тендер представляет собой специальный вагон, который прицепляется к паровозу и обеспечивает хранение запасов угля и воды, необходимых для работы локомотива. Он состоит из следующих элементов:
Водозаборник:
Большая цилиндрическая или прямоугольная ёмкость для хранения воды.
Может иметь объём от нескольких до десятков тысяч литров.
Оснащён краном или люком для наполнения.
Топка:
Открытая часть тендера, в которую загружается уголь.
Топка может располагаться над или позади водозаборника.
Внутри находится колосниковая решётка для поддержания горящего топлива.
Угольный бункер:
Замкнутое пространство, в которое загружается уголь.
Может быть расположен внутри или сверху водозаборника.
Выпускается через люки или дозаторы в топку.
Опорная рама:
Металлическая конструкция, поддерживающая тендер и соединяющая его с паровозом.
Опирается на колёсные пары.
Колёсные пары:
Два или более комплекта колёс, на которых движется тендер.
Обычно количество колёсных пар совпадает с количеством у паровоза.
Будка машиниста:
Необязательный элемент, который может быть расположен на тендере.
Предоставляет машинисту рабочее место для управления паровозом.
Дополнительные элементы:
Подъёмный кран или другое приспособление для загрузки угля.
Песочный бункер для хранения песка, используемого для улучшения сцепления на рельсах.
Инжектор или насос для подачи воды в паровой котёл.
Тендеры могут различаться по размерам, форме и конструкции в зависимости от конкретной модели паровоза. Они играют важную роль в работе локомотива, обеспечивая его бесперебойную работу в течение длительного времени.